Только факты

Образованный студент страшнее яда наркомана.

                Идеология унитарного демократического социального правового государства, скромно претендующего называть себя в силу Конституции еще и народным, то есть по имени источника государственной власти, и провозгласившего о том, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, вряд ли может обойтись без того, чтобы, собственно, еженощно и ежечасно не возвещать о себе устами преданных граждан о достигнутом таким образом счастье. Во всяком случае, это самое счастье, хоть и не присутствует в самой Конституции вообще, но тем не менее, каким-то неведомым образом вторгается в пространство между сухих строк статей Конституции, неожиданно скупо ставя преданных граждан перед «голым» фактом местной демократии: уж поскольку многообразие идеологий и мнений является движущей силой этой демократии, то, соответственно, и счастье от этого многообразия скорее всего не всегда будет совпадать ни в пространстве, ни во времени с ее носителями – кому-то его в этой стране, скоре всего, прям скажем, просто не хватит. Ну, или хватит, но не совсем, или, и такое может быть, его будет столько, что уже даже и на саму эту демократию его променять не жалко будет, которая, в свою очередь, с удовольствием единогласно с этим согласится. (Немного сложновато получилось, не правда ли? ЗЫ: Зато общее собрание нашего дома проголосовало именно за него!!!) Так что, идя к 9 часам утра 23 февраля 2010 года в ГУО «РИПКиПК МТиСЗ РБ» слушать четырехчасовую лекцию под общим названием «Основы идеологии», мне вряд ли предстояло узнать о том месте, где меня ждет не дождется это самое счастье: на это прежде всего указывало и место проведения лекции, и то, что читать лекцию будет не профессиональный и «подкованный» пропагандист и агитатор (а хоть бы и сам Швондер!!!), но самый что ни на есть обыкновенный кандидат философских наук, доцент, под мало кому известной скромной фамилией Н.Е.Потапенко. Увы, не ошибся, и то, что публикую для «Свободной» аудитории в качестве собственного конспекта с прослушанной лекции, скорее всего станет еще одной серой страничкой в новейшей истории молодого суверенного государства. Ну что же, ДА БУДЕТ ((в таких двойных круглых скобках привожу собственные маленькие реплики, рождавшиеся под неизгладимым впечатлением от только что услышанного)):

«Идеология – это движитель… До настоящего момента единой идеи не обозначилось…Есть такая идея, как национальная идея… Сегодня создана угроза жизни человечества… Основное назначение идеологии – объяснить текущие процессы в Республике в проекции на тенденции происходящего в мире… Нам надо объединить усилия… Общее направление – благосостояние населения… Мы должны развести понятия Советского государства, советской идеологии, коммунистической партии, которая через призму идеологии рассматривала все процессы в обществе и мире…
((из чего или от кого, между кем и куда нужно все это развести – услышать так впоследствии и не удалось, из чего мною был сделан вполне состоятельный вывод о том, что разводили на лекции, собственно, тех, кто ее слушал))

Данный курс является обязательным и введен в качестве обязательной дисциплины во всех учебных заведениях Республики, чтобы объяснить то, что происходит в стране…

((судя по всему, его можно выпускать в прямом эфире ежедневно вместо непонятных новостей, включая новости спорта с зимней Олимпиады в Ванкувере))

Основы идеологии: 1. Экономическая; 2. Политическая; 3. Правовая; 4. Мировоззренческая.
((ух ты, аж дух чуть не сперло: а базис-то, меж тем, у нас, оказывается, все также определяет надстройку – да-а-а-с, и разводят-то нас, оказывается, «по полной» пусть и немного устаревшей (всего на 90 лет) «программе»))

Национальная идея – это тот фокус, в который вкладываются основы идеологии… 1. Экономические основы – социально-ориентированная рыночная экономика… Западная Европа, например… У нас принята и действует Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2010 года… Я понимаю, что многие не довольны, но на сегодняшний день мы должны смотреть дальше: если мы не разрешим общую задачу, то мы не сможем решить ни одной частной задачи каждого из нас… Я в этом буду ссылаться на Западный мир и его пример… Мы ведь далеко опередили арабские страны и страны Африки… Мы ориентированы на более высокий уровень благосостояния граждан… Здесь уместно вспомнить про тенденции происходящие в мире… Экологические партии Западной Европы, «зеленые»... Международные Конференции глав государств 1992 и 2002 годов… Экономическая модель развития человечества, основанная на потреблении и приведшая к исчерпанию ресурсов, была подвергнута критике… Мы зависимы от среды обитания…
((в этом месте, по-видимому, у базиса явно конфликт с надстройкой получился…))

Поясняя определение национальной стратегии, как устойчивого, выделяют экономическую составляющую, социальную и экологическую… Я объясню это с точки зрения международных тенденций… В ней – переход к экономике знаний, т.е. наука и образование… Лиссабонские соглашения, в них главной задачей поставлена задача о том, что к 2010 году Европа должна стать самой конкурентно способной экономикой в мире… Решение вопроса – повышение качества рабочего ресурса…
((я так и знал: опять большевистские ПРИВИВКИ будут делать – не генетикой с мутацией, дык хоть бы и вегетацией… ЗЫ (два раза): зря что ли китайский язык в школах начали преподавать…))

Беларусь будет переходить к экономике знаний… Путь 2007-2010 годов по программе инновационного развития (строительство новых объектов, модернизация устаревших объектов) и под нее есть проект (программа) инновационного образования… То, что происходит в Европе, то и будет происходить в Республике Беларусь… ЕС движется навстречу РБ… Сегодня потеплели отношения… Хорошо, что мы имеем штаб-квартиру ЕС в Минске… Мы на 2-ом месте по индексу человеческого развития…
(( … и, чтобы не потерять это место, дальше штаб-квартиры в Минске на сотрудничество с ЕС мы конечно же не пойдем – а нас туда с такой идеологией, собственно, и не пустят: ну, разве что в качестве подопытных кроликов))

Кредиты МВФ – это кредиты доверия… Там надеются, что эти кредиты не будут растрачены на выплату зарплаты…
((… и, пристально глядя на лектора: – Мда-а-с, н-наивные…))

Кредиты не будут бременем, потому что мы живем в цивилизованном мире и если что-то вложить, его можно целевым способом использовать для производства…
((главное и для большей убедительности по этой лекции – никому так и не сказать КУДА именно и какой реальный экономический эффект от такого вложения можно получить по факту))

Кстати, США – это самый большой должник в мире, они фактически живут в кредит у всего мира и не боятся того, что их дети потом вместо них будут отдавать долги… 
((в этом месте можно остановиться и … так больше ничего и не сказать, мол, сами «допетрите» до того, что лектор просто и откровенно запугивает аудиторию: в самом деле, мы ж не в США, и, вроде как, даже не граждане США – а мож нам-то, а, тем более, нашим детям, как раз и есть чего бояться???))

В Европе уже работают над проблемой по сближению уровня университетского образования… Туда вошла Россия… Беларусь тоже войдет в этот процесс… Мы будем иметь приближенное к Европейскому Университетское образование (магистратура, бакалавртура)… Беларусь высоко оценивается нашими партнерами… Сегодня идет борьба за человеческий ресурс в мире… США опережают весь мир по переманиванию специалистов… Ирак объявили зоной своих жизненных интересов… Именно поэтому у них такие высококвалифицированные кадры…
(( … именно поэтому нам тож надо чего-нибудь обязательно оккупировать))

Я не понимаю, почему у нас жесткое отношение к выпускникам плохо оценивается… Вы поймите: во Франции, например, молодежь даже бастовала из-за того, что Саркози отменил гарантии первого рабочего места выпускникам…
(( а вот в этом месте взглянул на лектора уже с любопытством: такой откровенной «мульки», смело заброшенной в огород лично Президенту, прямо скажем, не ожидал. Впрочем, лекция еще только начала разворачиваться «во фрунт»)) 

Европейские рамки квалификации… Понятие компетенции… Ой, как это хорошо – это оценивается очень хорошо… Нет разрыва между разными уровнями образования… 8 уровней образования… От нуля и до руководителя…
((ЗЫ: … временами аж дух захватывает…))

Национальные рамки квалификации… Знания, нормы культуры, навыки коммуникабельности, навыки общения требуются специалисту любого уровня… (Реплика женского голоса из аудитории: «Ох, это так далеко!..») (пауза – лектор от неожиданности запнулась, по-видимому, пытаясь сообразить в отношении кого конкретно направлена данная реплика)… Никуда не денешься… В некоторых странах уже начали работу в этом направлении…

Почему акцент делается на образовании и такой же акцент человеческому ресурсу… Я вообще из России… Демографическая ситуация в Беларуси довольно сложная… Перекос между лицами вступающими в трудовой возраст и лицами пенсионного возраста… Для большинства пенсионеров пенсия не позволяет прожить… Рынок труда – у нас самый низкий процент безработицы, официальные данные – 1%… Международный принцип определения безработицы предполагает учитывать возможности черного рынка труда и теневого бизнеса… Так по оценкам МОТ в Беларуси 5%-ная безработица… Кризис – мы связаны со всем миром…

Во многих странах государство вынуждено вмешиваться в деятельность компаний, чтобы избежать массовых увольнений, даже согласны на неполный рабочий день… Вводится такое понятие, как социальная ответственность бизнеса… Очень часто бизнес не учитывает социальный фактор: там много нарушений, отсутствуют социальные выплаты, режим жесткий… Например, в ресторанах МакДональдс: вы обратите внимание – они там как машинки…
(( а уважаемая лектор, судя по всему, сама кроме как в МакДональдс, и не ходит – на машинки, так сказать, лишний раз посмотреть))

Развивать малый бизнес в наших условиях очень выгодно…
( эт чтоб кроме машинок еще и на вертолетики посмотреть можно было))

Ну и несколько слов о семье… Кик ни странно, все хотят любви… И из этого появляется аспект, а кто такой Я… Каждая пятая мать в Беларуси воспитывает ребенка одна, в Беларуси 30 тысяч социальных сирот… Их надо как-то воспитать и как-то прокормить…
((Уже не смешно: в воздухе явно запахло макаренковскими детскими колониями-тюрьмами – если она еще проведет параллель с 18 Декретом, то могу биться об заклад, что передо мною – член КПСС образца 1937 года…))

Пример – вот посмотрите на Европу: там тоже такая ситуация…
((…ну вот, вроде, пока еще и не все так плохо…))

Политика государственных институтов… Главный институт – Президент с 1994 года… Референдум – это когда Президент обращается к народу… Когда меняется руководитель в организации, то потом меняется его окружение… Это потому, что старые подчиненные привыкли к прежнему руководителю и не хотят привыкать к новому…
((начиная с этого абзаца: в качестве личного «подарка» для Президента страны))

Вот на Украине руководство страной никак не может договориться между собой и это сказывается на населении и его уровне жизни… Президент – это исполнительная власть… Рядом Совет Министров – его основные функции: планирование страны, определение векторов внутренней и внешней политики, составление отчетов… Поэтому они должны быть образованными и коммуникабельными… И если Президент не может договориться с главой Совета Министров – то какое же это правительство… Национальное собрание: палата представителей 110 депутатов, Совет Республики – 64 сенатора… Судебная власть – Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд…

Насколько демократичен наш Парламент: правом выдвигать своих делегатов обладают общественные организации, производственные коллективы, самовыдвижение… На одной улице жители решили избрать своего депутата и проголосовали за него… Я с ним беседовала… За работу в парламенте ему никто ничего не платит… Это как бы его общественная нагрузка… И он весело рассказывал про то, что главным избирателем является теща… С его слов ему никто не мешает, ему все открывают двери и многие вопросы можно решить… У депутата есть право направлять депутатские запросы… На эти запросы должны быть даны доказательные ответы… Нет проблем в общении с депутатским корпусом… Так что вопрос к самим себе: «Как часто Вы общаетесь с Вашим депутатом?»…
((после слова «нагрузка» в партийной принадлежности лектора больше не сомневался ни секунды))

Политические партии и общественные организации принимают участие в принятии государственных решений, потому что есть такой общественный совет при Президенте… Профсоюзы принимают участие в заключении генерального соглашения… У них уже развивается такая же как и в министерстве труда структура, как охрана труда… Профсоюзы, к сожалению, вынуждены выступать в качестве защитников в судах…

БРСМ – хорошее дело, ведь молодежь надо во что-то вовлекать… У них можно рассмотреть массу явлений, которые можно квалифицировать как позитивные…

То есть я Вас постепенно вывожу к мировоззренческой позиции… «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?»… В Беларуси 130 тысяч человек получают высшее образование… Мы на европейском уровне по числу студентов на душу населения… Давайте поговорим! (В ответ – гробовое молчание в аудитории: смотрю на часы – 11 часов 05 минут 35 секунд и … молча считаю секунды гробового молчания – 1… 2… 3… 4… 5… 6…) Давайте поговорим!? (снова молча считаю секунды гробового молчания – 1… 2… 3… 4… 5… 6…) …

Когда у нас произошла Чернобыльская авария … Один известный ученый сказал: «В наших головах Чернобыль»… (Кидаю реплику-вопрос: «Это Зенон Позняк, что ли?», заминка в аудитории) … Всем Чернобыльцам предоставлены льготы… (недовольный женский голос из аудитории поддерживает реплику лектора с неожиданной стороны: «Вот взять поступление в ВУЗы: Чернобыль был в 1986 году, а детям ликвидаторов – все льготное поступление в эти ВУЗы?! Сколько ж им, простите, сейчас лет, этим детям, родившихся после Чернобыля?!», в аудитории возникает оживление недовольства и солидарности со сказанным, лектор с удовольствием пытается «развить тему», я «перехватываю на лету»: «Помните, я недавно из Интернета вам новости вслух читал – Президент буквально на днях упорядочил все Чернобыльские льготы?!». Лектор, однако, не думает «сдаваться», и широко улыбаясь и не обращая на мою реплику никакого внимания, пытается еще раз оживить «волнение в зале»: «Давайте не будем обращать на него внимания?…». «Ставлю» лектора «на место»: «Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко учел в своем Указе все замечания граждан, в том числе и все Ваши замечания!!!», - пристально смотрю на лектора…) Я вообще хотела говорить не про Чернобыль, а про наше самосознание… Потому что за техникой работают люди… Так что Чернобыльская авария – закономерный процесс и эти люди должны нести ответственность за свои действия... Вот о чем я говорю (многозначительно смотрит на меня) …
((ЗЫ: на нашем партцехкоме пока хорошенько не встряхнешь аудиторию товарищей, сообразительность и пролетарская сознательность просыпается прям скажем с большим трудом, но …ЗЫ (два раза): до ГКЧП мы, почему то так и не дошли, а зря … а то можно было бы фразу из лекции «эти люди должны нести ответственность за свои действия» законспектировать два раза…))

Поэтому то, что нас должно объединить – это национальная идея… Когда мы всех льготируем, то какой мы результат получим?… Кого тогда надо?… Дети и молодежь, а потом люди пожилого возраста: им надо дать возможность жить нормально… Национальная идея не может сформироваться, если она не востребован населением…
((Из политической классики конца 80-ых прошлого века: ««Вот ведь где собака то порылась»: любопытно, кого именно имела ввиду лектор, продвигая тезис про то, что нас, по идее, должно что-то объединить – я, например, по национальности белорусский еврей…»))

Определение самосознания: как расшифровка слова в обратном порядке, т.е. знание – личный опыт, со-знание – коллективный опыт, о-сознание – как время, необходимое для формирования мировоззрения, в итоге – сам-осознание – вывод о том, кто я есть такой…
((ну о том, кто я есть такой – у меня сомнений нет, а вот то, что думает по этому поводу общее собрание нашего дома ……… здесь, пожалуй следует обратится прям к Швондеру. Кстати, в 1937 году в этом городе по этому поводу особенно не церемонились и совсем не глядя на национальности))

В нашем обществе отмечается очень большая доля агрессии… Как преломить ее и не принять ее на себя?… Ко всему прибавляется национальное, которое невозможно получить без самосознания… Понятно?… Это – очень сложная структура… Когда мы говорим об самосознании, мы говорим прежде всего об интеллигенции… Вот какую я перед Вами проблему поставила, да?…
((проблема для А.Г.Лукашенко: пока Вы, дорогой Александр Григорьевич, готовились к выступлению по случаю Дня защитника отечества (Адрес новости: , отдельной части электората уже «промыли мозги» доморощенные идеологи – так, что тезис про надежный заслон экстремизму в Беларуси, прям скажем, не выдерживает никакой критики))

Посмотрите на немцев… Все иностранцы, где бы они не работали, а работают они по всей Европе, четко осознают себя по принадлежности к своей нации… Почему?… Потому что они несут груз ответственности…
(здесь надо было добавить, наверное: «Уголовной, административной и трудовой»))

А я о чем… Мы же даже договориться не можем между собой… Вот пример из Швеции… В городе Мальме жители договорились исключить из своей жизни автомобили и все дружно пересели на велосипеды… Там даже жители помогают полиции: например, если в городе появляется чужой человек, они сразу же сами сообщают об этом в полицию…
((а полиция у них – с ближайшей к Земле планеты Солнечной системы, а работают в ней сознательные и добросовестные марсиане, которые в 1937 году занимались разведением ромашек и кактусов… КУ, товарищи марсиане…))

Давайте взглянем на Западную Европу… Не хватало рабочей силы… Открыли двери для мигрантов – работайте… А теперь видите, что получилось… Только 20% из 100 успешно заканчивают школу… Но ведь каждый человек осознает: во мне есть определенный потенциал интеллектуального развития, у меня есть какой-то потенциал физического и морального развития… Где ему реализоваться, если его уволили и лишили пособия по безработице… Как тогда этим мигрантам реализовать себя… Поэтому во Франции вот такие беспорядки… Люди приезжают из исламских стран… Это – другая культура… Исламизированные народы – это другая культура… Следовало учесть компонент несовместимости исламской культуры… Мигранты требуют соблюдения прав человека, а Франция требует соблюдения законов… И когда мы попадаем в чужую среду, каждый должен чувствовать поддержку большого целого за собой…
((СУППЕР ЗЫ: а ведь памятник народному режиссеру тов. А.Панкратову-Черному нужно, оказывается, поставить посреди Парижа – чтобы члены… ну и не только они, могли вспомнить про свое светлое героическое прошлое на полях сражения под руководством незабвенной Коммунистической партии Затрахана))

Белорусская толерантность: как она работает? Никак!… Есть у белорусов такая традиция, как «Толока»… Кто ее провалил… (Гробовая до зловещего тишина в аудитории… Считаю длительность возникшей паузы: 1… 2… 3… 4… Не выдерживаю и кидаю реплику-вопрос: «Это мониторинг или вопрос?») … Конечно, можно все спихнуть на государство…
((А вот ЭТО – уже серьезно: такой пощечины по лицу национального достоинства белорусов – 24 безработных человека сидящих в аудитории на курсах переподготовки кадров, многие – более 2-ух лет безуспешно ищут работу, учатся-терпят на этих курсах под кабальным условием-обязательством запрещающем трудоустройство в период обучения, стипендия – у некоторых 7 (семь) долларов в месяц, так вот такой пощечины по лицу национального достоинства белорусов я честно говоря просто не ожидал. Осматриваюсь по сторонам: вижу «вспыхнувшие» лица – публичное оскорбление национального достоинства больно коснулось не только меня одного – слава Богу, хоть это радует))

Давайте вспомним прошлый год: 2009 год был объявлен годом родной земли… 2008 год – годом семьи… 2007 год – годом здоровья…
((лично я жду года тотального искоренения бандитско-большевистского наследия – тяжелое оно у нас))

Медики утверждают о смещении половых признаков… Даже появилась ассоциация отцов: это – явление из ряда вон… Когда силы тратятся на употребление алкоголя…
((а почему, собственно, «из ряда вон»: в белорусских городах и особенно в селах по-прежнему на каждом шагу можно встретить бессмертные скульптурные группы из банального цемента типа «Мальчик с барабаном» и «Девушка с веслом» – может быть нынешние отцы просто ждут когда девушки осушат весла???… ЗЫ (два раза): новое общественное явление нынешнего дня – грипп и респираторы, так что в ближайшее время, судя по всему, скульптурная группа будет выглядеть несколько иначе – «Гриппозный мальчик с барабаном» и «Девушка в респираторе и с веслом»))

Несколько слов про Конституцию. Вы конечно же ее знаете… (смех в аудитории) … Конституция – это основной закон… Прежде всего: личность, общество и государство… Затем избирательная система, суд и т.д…. Особое место занимает Комитет государственного контроля – встречалась несколько раз: не советую с ними встречаться, это очень серьезная организация, перед ними открываются все двери… (в аудитории нервно посматривают на часы – время лекции истекло) … На этом мы … Если у вас появятся вопросы, обращайтесь в 505 комнату.»

Лекция закончена. Лектор выходит из аудитории первой. Обращаюсь к аудитории: «Кто-нибудь заметил какое слово в лекции об идеологии ни разу так и не прозвучало?… СВОБОДА!!! Вот такая у нас идеология». Неожиданно, покидая аудиторию, со мною вступают в доверительную беседу: «Между прочим, а Вы заметили, что она (лектор) в самом начале лекции очень красиво «развела» название от субъекта? Название вроде как исчезло, а люди то, тем не менее, остались…» Соглашаюсь с репликой и чувствую прилив уважения к собеседнику: «И не только это…».

Кстати, уму не постижимо, но публикую этот конспект специально и на «Свободе»!…